Решение Qligent Vision выбрано ПАО «Вымпел-Коммуникации» (бренд «Билайн») для создания крупнейшей в России сети мониторинга качества IPTV вещания
Бизнес задача
Сеть IPTV «Билайн» охватывает 47 регионов РФ и насчитывает более 1 млн. абонентов. В начале-середине 2010-х годов на рынке услуг платного телевидения наблюдался значительный рост. В сложившихся рыночных условиях на первый план вышло качество услуг связи, которое стало иметь наибольшее значение для сохранения лояльности клиентов и привлечения новых абонентов. Существующие системы мониторинга каналообразующего оборудования сети, магистральных каналов связи и центральной головной станции не позволяли получить информацию о состоянии качества сервиса «как его видит абонент» - так как не позволяли оценить качество на сетях агрегации и доступа. Было принято решение о расширении сети мониторинга для охвата участка «последней мили» и интеграции внедряемой системы мониторинга в существующую экосистему «Билайн» для получения объективной оценки качества сервиса абонента.
Учитывая количество планируемых к установке на сети блоков мониторинга (от 3000 до 5000 штук) одним из важнейших требований проекта была возможность использования недорогих встраиваемых аппаратных платформ на базе ARM-процессоров в качестве блоков мониторинга. Блоки предназначены для установки в телекоммуникационные шкафы, поэтому должны сохранять работоспособность в диапазоне температур от 0⁰ до +40⁰С.
Дополнительными критериями к решению являются требования к отказоустойчивости (с поддержкой режимов работы N+N и N+1), защите информации и масштабируемости системы, в том числе возможность работы в кластерном режиме и на виртуальных мощностях в ЦОД оператора.
Описание решения
Специалистами «Кьюлиджент» было предложено решение на базе продукта Vision, обеспечивающее полный инструментальный анализ объективных характеристик качества (QoS) передаваемых IPTV потоков на уровне протокола IP (в том числе специфичных метрик для применяемого в сетях «Билайн» протокола RTP) и транспортного потока MPEG-TS по рекомендации TR 101290. Мониторинг программ был организован в режиме так называемого «кругового» мониторинга, при котором блоки контролируют качество IPTV программ по настраиваемому расписанию, при этом продолжительность и частота контроля каждой из программ зависит от ее рейтинга и доли телесмотрения по данным статистики платформы IPTV middleware.
Особенностью поставляемого решения являлось полное исключение ручных операций при внедрении и начальной настройки со стороны персонала – все операции по управлению конфигурацией блоков, обновлением версий прошивки, настройки порядка и частоты мониторинга программ и пороговых значений аварийных сообщений выполнялись автоматически в режиме применения групповых операций.
После завершения процедур передачи решения в промышленную эксплуатацию были выполнены работы по интеграции системы мониторинга с OSS/BSS системой «Вымпел-Коммуникации», в результате которых были полностью автоматизированы процессы формирования аварийных квитанций и подтверждения закрытия данных запросов после устранения сбоев.
Эффект от внедрения решения
Благодаря системе Qligent Vision специалистам ПАО «Вымпел-Коммуникации» удалось локализовать «узкие места» на участках сетей агрегации и доступа в регионах, выявить ключевые причины деградации качества предоставляемых услуг IPTV и принять меры по повышению надежности доставки IPTV трафика до конечных абонентов. Внедрение системы автоматического «раннего» оповещения о выявленных сбоях позволило существенно ускорить процесс их устранения и сократить количество обращений абонентов в службу технической поддержки по вопросам качества услуг IPTV.